avangard-pressa.ru

Мочевыделительной системы у детей - Педагогика

Болезни мочевыделительной системы у детей занимают значительное место в структуре заболеваемости (до 3-4%). Данная патология часто дает хронизацию процесса, приводит к нарушению темпа развития детей. Несмотря на проводимую фармакотерапию с использованием, в частности, гормональных препаратов, физио- и фитотерапию, достигается лишь относительный лечебный эффект, не обеспечивающий полноценной физической, психической и социаль-ной реабилитации детей.

Однако средства ЛФК для детей с поражением мочевыдели-тельной системы применяются ограниченно как из-за отсутствия научно обоснованных методик ЛФК, так и из-за опасности ухудшить течение основного забо­левания. Лечебное действие средств ЛФК в детской нефрологии связано как с возмож­ностью воздействия на отдельные звенья патогенеза данной группы заболеваний, так и с влиянием в качестве метода неспецифической стимулирующей терапии.

Полиморфизм заболеваний мочевой системы предопределяет разделение больных (при назначении ЛФК) на две группы.

К первой группе могут быть отнесены больные с преимущественным нарушением по­чечного кровотока:

Ко второй группе могут быть отнесены больные с преимущественным нарушением оттока мочи:

При назначении программ физической реабилитации с использова­нием средств ЛФК нефроурологическим больным необходимо учитывать активность процесса (с активностью или в период ремиссии) и функцию почек (со снижением функции или без снижения).

Двигательные режимы у детей с заболеваниями мочевыдели-тельной системы:

Индивидуальный режим — строго постельный, палатный:

· обострение основного заболевания;

· обострение интеркурентного заболевания.

Щадящий режим:

· со снижением функции почек;

· с активностью процесса.

Тонизирующий режим:
Первая группа —

· без снижения функции почек;

· длительная ремиссия (год).

Вторая группа —

· со снижением функции почек (умеренно выраженная);

· без активности процесса.

Тренирующий режим:

Первая группа — длительная ремиссия (не менее года) после адап­тации к тонизирующему режиму (не менее года).

Вторая группа — длительная ремиссия после длительного периода адаптации к предшествующему режиму (не менее двух лет).

Специаль­ные задачи ЛФК при нефропатиях (заболевание почек, связанное с поражением ткани почек и почечных канальцев):

· улучшение и нормализация обменных процессов в организме;

· активизация кровообращения в области почечной ткани;

· обеспечение адекватного пассажа мочи (процесс прохождения мочи по мочеиспускательному каналу);

· активизация функции компенсаторных систем (ЖКТ, дыхательная,
кожа).

Для решения специальных задач используются следующие средства ЛФК:

1.Физические упражнения: для мышц поясничной области, для мышц ягодичной области, для мышц брюшного пресса, дыхательные статистические и динамические, с частой сменой и. п.: по типу «качал­ки», «бревнышка» и т. п., преимущественно из и. п. лежа. В методике проведения упражнений оптимально проводить частую смену и. п. (примерно через 3-4 упражнения).

2.Подвижные игры малой и средней подвижности (в зависимости от этапа лечения) с вовлечением мышц нижних конечностей, спины, пояс­ничной и ягодичной областей, брюшного пресса. Положительно влияет проведение игр по звукоречевой методике (произношение звуков, слов, фраз на удлиненном форсированном выдохе или с сопротивлением на вдохе и выдохе). ЧСС при проведении игры малой подвижности - до 120-130 уд./мин, игр средней подвижности - до 140-150уд./мин. Место игры в конспекте занятия - в конце основной части, оптимальная длитель­ность - 5-7 минут. Для повышения эмоционального фона ребенка часть занятий (одно в 1-2 недели) можно проводить по игровой методике.

Примерный перечень подвижных игр

Малой подвижности:

· «Поезд» - дети 3-7 лет (имитация движений поезда со звуковыми сигналами);

· «Самолет» - дети 3-7 лет (имитация полета самолета со звуковым сопровождением);

· «Запрещенное движение» - дети 6-14 лет (игра на внимание и ко­ординацию движений: предусматривает выполнение простых движений, кроме «запрещенного», которое оговаривается заранее);

· «Умей слушать» - дети 6-14 лет (игра на внимание: предусмат-ривает выполнение движения, названого или показанного инструктором).

Средней подвижности:

· «Кот и воробьи», «Кот и мышь» - дети 5-8 лет (водящий «ловит» детей, не успевших по команде спрятаться в условленном месте - доме, норке;

· «Бездомный заяц» - дети 5-14 лет (предусматривает занятие своего «домика» по условной команде);

· «Сбить кегли» - дети 6-14 лет (проводится сбивание кеглей в и, п. стоя на коленях или на четвереньках, по 3-5 бросков);

· «Пятнашки на четвереньках» - дети 10-14лет (проводится в ука­занном и. п. или положении сидя, упор руками сзади).

3. Классический массаж. Область воздействия - пояснично-крестцовая и ягодичная области, передняя брюшная стенка. И. п. больно­го - лежа на спине с валиками под коленными суставами (при массаже живота), лежа на животе с валиком под голеностопными суставами (при массаже остальных областей). Оптимально использование частой смены положений, в том числе — и. п. на боку с приподнятым тазом до угла 15-30° для обеспечения пассажа мочи.

Общие задачи ЛФК:

· Повышение неспецифических защитных сил.

· Расширение функциональных возможностей основных систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной).

· Повышение общей физической работоспособности.

· Создание положительного эмоционального фона.

· Освоение двигательных навыков и физических качеств по возрасту.

Для решения общих задач используются следующие средства ЛФК:

1.Упражнения общеразвивающие для средних и крупных мышечных групп с постепенно возрастающей дозировкой и расширением подбора и. п.; дыхательные динамические упражнения (с удлиненным вдохом и выдохом, с форсированным вдохом и выдохом, с задержкой на вдохе и выдохе, с сопротивлением на фазах дыхания). Указанные модификации сочетаются с движениями конечностей и сегментов тела, особенно — в середине и в конце курса лечения; в основных движениях (прикладного характера) — ходьба и ее вари­анты, ползание, лазание, метания. Вопрос об использовании прыж­ков является дискутабельным, однако при обменных нарушениях в случае достаточной общефизической подготовки ребенка допустимы бег трусцой и легкие подскоки при отсутствии других показаний.

2.Подвижные игры: средней подвижности (ЧСС до 140-150 уд/мин) возможно использование комбинированных эстафет (пройти по скамейке, проползти под препятствием, пролезть в обруч, забросить мяч в кольцо, сбить кеглю, обвести препятст-вие мячом, использо­вание вариантов ходьбы - в приседе, на четвереньках, со сменой направления) при условии подъема ЧСС не выше указанных вели­чин, с ограничением темпа выполнения.

3.Классический массаж: возможно применение общего массажа с
использованием стимулирующих приемов (разминание, прерывистая вибрация), однако в условиях стационарного лечебного учреждения это нерентабельно.

Формы ЛГ: специальное занятие групповым или малогрупповым спо­собом, утренняя гигиеническая гимнастика, индивидуальные назначения для самостоятельного выполнения, элементы ЛФК в режиме дня — игры, прогулки, терренкур. Использование указанных форм зависит от этапа восстановительного лечения, течения заболевания, активности ребенка и родителей при их выполнении, лечебного эффекта.

Методические особенности: соотношение специальных упражнений (СУ) и общеразвивающих (ОРУ) - 2-3:1 в начальном курсе лечения, 1:1 - после 2-3 месяцев регулярных занятий, в последующем (при от­сутствии клинико-лабораторных проявлений) - 1:3-4. Общая моторная плотность занятия и других форм постепенно возрастает от 50% (при отсутствии физического воспитания ребенка вообще) до 70-80% к концу курса лечения, В среднем в месяц интенсивность нагрузки возрастает на 5%. Интенсивность нагрузки в основной части занятия: начало - до 120 уд./мин, середина - до 120 уд./мин, конец - до 160 уд./мин.

Курс лечения: 3-6 месяцев для решения специальных задач, для оптимизации общего физического состояния (физическое развитие, работоспособность) - до 9-12 месяцев (возможно в специальной меди­цинской группе по физвоспитанию).