avangard-pressa.ru

Место философии в системе духовной культуры: соотношение мифологии, религии, науки и философии - Философия

Что такое философия? Проблемы и специфика философского знания. Структура и функции философии.

Возникновение философии: 7-6 века до н.э. на Древнем Востоке (Индия Китай), но своего расцвета философия достигла в Античной Греции (Выдающиеся мыслители: Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит и др.).

Философия – это знание о наиболее общих проблемах бытия человека и общества. Философия затрагивает только наиболее общие вопросы и проблемы.

Философия – теоретическая основа мировоззрения.

Специфика философского знания:

1) В философии не существует одной единственной правильной точки зрения. Существуют различные позиции, которые могут быть противоположными, но которые имеют право на существование.

2) Философская позиция часто кажется ошибочной или неточной, и это возможно, потому что истина не может быть завершенной, конечной. (Гегель: истина есть процесс бесконечного приближения к исчерпывающему знанию или Сократ: я знаю, что ничего не знаю).

Основные философские проблемы:

Онтология (учение о бытии): Что есть окружающий мир? Этот мир создан или он вечен? Что такое пространство, время, материя и т.д.?

Гносеология(учение о знании): Познаваем ли мир? Возможно ли получение истинного знания? Что такое истина?

Антропология(учение о человеке): В чем смысл жизни? Что такое человек? Что такое судьба?

Социальная философия (учение об обществе): Что такое общество? Оно развивается? Каковы источники развития общества?

Структура философии: Все философские точки зрения делятся на 2 главные ветви:

Материалистическая – такая позиция в философии, согласно которой окружающей мир никем не создан, он существует вечно, а материя является первоосновой бытия. Материя – объективная реальность.

Идеалистическая – первооснова всего – идея.

Объективный идеализм – такая позиция в философии, согласно которой первоосновой всего существующего является объективное духовное начало (Бог, абсолютный разум, абсолютная идея и т.д.).

Субъективный идеализм – такая позиция в философии, согласно которой первоосновой всего существующего является сознание одного человека (меня). (Мир такой, каким его вижу - я).

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять: мировоззренческую, методологическую, мыслительно-теоретическую, гносеологическую, критическую, аксиологическую, социальную, воспитательно-гуманитарную, прогностическую функции.

Место философии в системе духовной культуры: соотношение мифологии, религии, науки и философии.

Культура– все то, что создано человеком (вторая природа).

По Бердяеву: культура – только та часть человеческой деятельности в основе, которой лежат высшие человеческие ценности: добро, истина, красота, любовь.

Мировоззрение – отношение человека к окружающему миру, понимание, истолкование этого отношения. Виды мировоззрения, возникшие раньше философии: мифология, религия.

Миф(сказание, выдумка) – сказание, предание о деяниях богов и героев. В мифе сосредоточено все: правда и вымысел, реальное и фантастическое, чувства и мысли.

Религия– вера в сверхъестественное, в Бога, в воскрешение, в рай и ад.

Исторически первой формой мировоззрения считается мифология. Миф — это первомысли человечества. Именно в мифологической форме существовали первоначальные ответы на вопросы об устройстве мирозда­ния, возникновении культуры и человека. Миф, таким образом, есть начало чело­веческой культуры. Миф одновременно является особым типом представления о реальности и повествования о ней. Для древнего человека миф был реальностью, в которой он жил. Мифы утверждали систему ценностей, и зап­рещали определенные формы поведения.

В мифологии впервые в истории человечества ставится ряд философских вопросов:— как возник мир;— как он развивается;— что такое жизнь;— что такое смерть и др.

Мифология являла собой попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал.

Мифологическое мировоззрение — система взглядов на объективный мир и на место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном переживании мира, на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (нациями, классами) социальных процессов и своей роли в них.

Близко к мифологическому религиозное мировоззрение, оно также апеллирует к фантазии и чувствам, но при этом не смешивает сакральное и земное.

Религия— мироощущение и мировоззрение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества; чувство зависимости, связанности и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения. База живой религиозности — мифологическое миродействие и миропонимание.

Философия заимствует у мифологии мировоззренческий характер, однако предлагает иные способы решения мировоззренческих проблем. Философия с самого начала возникает как поиск мудрости. Вместо образа и символа, характерных для мифа, философия предлагает рациональные понятия и категории.

Культура — это именно то, что отличает человека от животных. В культуре выделяют материальную и духовную сферы. Материальная культура — вся сфера матери­альной деятельности человека. Духовная культура — сфера сознания, познания, воспитания и просве­щения.

Разделение на материальную и духовную культуру во многом условно, так как все предметы материальной культу­ры являются воплощением идей и знаний, т.е. продуктом чело­веческого сознания, а явления духовной культуры всегда объективируются в материальных предметах.

В духовную культуру входят наука, философия, искусство, религия, мифология, право, мораль. Основные ком­поненты духовной культуры называют формами об­щественного сознания.

Фундамент культуры составляют:

— знания, сформулированные в понятиях и зафиксирован­ные в языке;

— ценности, удовлетворяющие потребности людей, опре­деляющие их интересы.

Философия представляет собой одновременно и знания, и ценности.

Наука — это сфера человеческой деятельности, функцией которой является теоретическая схематизация и выработка объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не у всех народов и не во все времена. Научного характера философии нельзя отрицать, она — наука о всеобщем, свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.