avangard-pressa.ru

Место экономической социологии в системе наук о труде - Социология

ТЕМАТИКА КУРСА

Место экономической социологии в системе наук о труде

1.1. Экономическая социология как отрасль научного знания.

1.2. Структура экономической социологии как науки. Макроэкономическая социология. Региональная экономическая социология. Микроэкономическая социология.

1.3. Основные категории экономической социологии. Экономические процессы и экономические отношения.

1.4. Принципы и методы социально-экономического анализа.

1.5. Социология труда как наука: объект, предмет, структура, исследовательские задачи.

1.6. Понятийно-категориальный аппарат социологии труда: средства труда, продукт труда, характер и содержание труда, условия труда, организация труда.

1.7. Трудовые процессы и трудовые отношения как предмет социологии труда.

Виды трудовых процессов: интегративные и ценностно-ориентационные процессы, трудовые перемещения. Виды социально-трудовых отношений (по содержанию деятельности– производственно-функциональные, профессионально-квалификационные, социально-психологические, общественно-организационные; по субъекту– межорганизационные. внутриорганизационные; по объему властных полномочий– по горизонтали и вертикали; по характеру распределения доходов – соответствующие трудовому вкладу и несоответствующие; по степени регламентированности– формальные, неформальные; по способу общения– безличные, межличностные).

1.8. Взаимосвязь экономической социологии и социологии труда. Место социологии труда и экономической дисциплины в системе наук социологического (общей социологией, социологией организации и управления, социологией города и села и пр.) и несоциологического профилей (экономической теорией, эргономикой, психологией и физиологией труда, философией, трудовым правом и др.).

История становления и развития экономической социологии

2.1. Критерии периодизации и развития экономической социологии (Н. Смелзер, А. Кравченко).

2.2. Классический этап в развитии экономической социологии. Теория общественно-экономических формаций К. Маркса.

Социология денег Г. Зиммеля.

Концепция логического и нелогического действия В. Парето.

2.3. Современный этап развития экономической социологии в Западной Европе и США. Структурно-функциональный анализ экономического действия Т. Парсонса и Н. Смелзера. Социология «рационального выбора» Г. Беккера. «Новая экономическая социология» в США (Х. Уайт и др.). «Рациональный выбор» в работах П. Бурдье, М. Крозье и др.

2.4. Отечественная экономическая социология: разработки С. Булгакова, М.Ковалевского и др. Современные подходы в области экономической социологии в России.

2.5. История развития европейской социологии труда. Ха­рактеристика трех основных этапов: донаучного, классического и современного. Отличительные особенности древневосточного, греко-античного и средневекового европей­ского периодов. Проблематика классического этапа: отчуждение и разделение труда (английская политэко­номическая школа, марксизм, немецкая историческая шко­ла политэкономии, немецкая школа социологии труда, фран­цузская школа социологии труда, американский институционализм и «научный менеджмент»). Анализ проблем труда в произведениях М. Вебера, Э. Дюркгейма.

2.6. Современный этап развития социологии труда в американской социологической мысли. Чикагская и Гар­вардская школы. Доктрина «человеческих от­ношений»: Хоторнский эксперимен­т. Иерархическая теория потребностей А. Маслоу, двуфак­торная теория мотивации Ф. Херцберга, теория стилей руко­водства Д. Макгрегора. Теоретическая социоло­гия труда в США: концепция «менеджерской революции», «постиндустриального общества» и «качества трудовой жиз­ни».

2.7. Становление отечественной социологии труда. Первый период (середина XIX в. – 1917 г.); второй период (1917 г. – середина 30-х гг.); третий период (60-80 гг. ХХ в.). Социоло­гия труда в условиях перехода общества к рыночной эконо­мике.

Трудовое поведение

5.1. Понятие и структура трудового поведения. Циклически повторяющиеся действия, маргинальные поступки, поведенческие стереотипы, вынужденные акции, спонтанные поступки, осознанное и неосознанное поведение.

5.2. Субъекты трудового поведения. Работник, профессиональная группа, первичный коллектив, производственная организация как субъекты трудового поведения. Субъективные характеристики трудового поведения: профессиональные способности, трудовая мотивация, профессиональный интерес, профессиональные ценности, профессиональное сознание, профессиональное самосознание, профессиональная культура.

5.3. Виды трудового поведения: по предметно-целевой направленности; по наличию (отсутствию) взаимодействия; по контексту поведения; по методам и средствам достижения результатов; по степени формализации; по глубине и типу рационализации. Функциональное, организационное, экономическое и инновационное поведение и их особенности.

5.4. Формы трудового поведения: индивидуальные, групповые и коллективные. Соотношение индивидуального, группового и коллективного сознания в процессе трудовой деятельности. Деструктивные формы поведения.

5.5. Адаптивное поведение. Трудовая адаптация работников: содержание, виды (общественно-организационная., культурно-бытовая, психофизиологическая), стадии (ознакомления, приспособления, ассимиляции, идентификации). Объективные факторы трудовой адаптации (уровень организации и автоматизации труда, размер коллектива, стиль руководства и др.). Субъективные факторы адаптации: социально-демографические, социально-психологические и социокультурные характеристики работников.

5.6. Механизмы регулирования трудового поведения: социальный контроль трудового поведения и его виды: экономический, административный, моральный, внешний и взаимный контроль. Типы социального контроля трудового поведения: сплошной и избирательный, содержательный и формальный, открытый и скрытый. Самоконтроль.

Трудовая карьера

6.1. Понятие трудовой карьеры. Процесс поиска рабочего места. Каналы продвижения по карьерной лестнице.

6.2. Факторы построения трудовой карьеры. Личностный потенциал работника как совокупность его психофизиологического, трудового и творческого потенциала. Профориентация, адаптация и профессиональное продвижение работников как комплексная система. Профессиональные способности и их социально-экономическое содержание. Массовые и редкие профессиональные способности.

6.3. Виды трудовой карьеры: профессиональная и внутриорганизационная карьера работника. Вертикальная, горизонтальная и центростремительная карьера.

6.4. Планирование карьеры.

Трудовой коллектив

8.1. Трудовой коллектив как малая группа и субъект трудовой деятельности.

8.2. Закономерности функционирования и развития трудовых коллективов.

8.3. Социально-психологические факторы эффективности деятельности трудового коллектива. Лидерство и руководство. Процесс принятия группового решения. Конформизм. Социально-психологический климат и групповая сплоченность, методы их диагностики и развития.

8.4. Структура трудового коллектива. Типы структур: структура власти, структура предпочтений, структура коммуникаций. Типы коммуникативных структур трудового коллектива.

Трудовые конфликты

9.1. Понятие, сущность и признаки трудового конфликта. Факторы возникновения конф­ликтных ситуаций. Социальная напряженность как ранняя стадия конфликта. Методы измерения социальной напряженности.

9.2. Структура и функции трудового конфликта.

9.3. Разновидности трудовых конфликтов.

9.4. Процесс протекания трудового конфликта: стадии, фазы, механизмы.

9.5. Управление трудовыми конфликтами. Методы урегулирования конфликтных ситуаций в трудовых коллективах. Процедуры решения коллективных трудовых споров в странах развитой рыночной экономики. Проблема правового разрешения коллективных трудовых споров (конф­ликтов). Роль арбитража в урегулировании трудовых и орга­низационных конфликтов. Примирение, деловые переговоры и посредничество как эф­фективные технологии разрешения конфликтов в трудовом коллективе.

9.6. Диагностика и прогнозирование как методы профилактики деструктивных социальных конфликтов.

Коммуникация в организации

11.1. Коммуникация как функция управления трудовой организацией. Роль и разновидности коммуникаций в организации. Маркетинговые коммуникации и их роль в процессе повышения эффективности работы.

11.2. Сущность деловой коммуникации. Деловая коммуникация как средство организации труда.

11.3. Формы деловой коммуникации в организациях. Деловой разговор и деловая беседа. Деловое совещание. Пресс-конференция. Деловые переговоры.

ТЕМАТИКА КУРСА

Место экономической социологии в системе наук о труде

1.1. Экономическая социология как отрасль научного знания.

1.2. Структура экономической социологии как науки. Макроэкономическая социология. Региональная экономическая социология. Микроэкономическая социология.

1.3. Основные категории экономической социологии. Экономические процессы и экономические отношения.

1.4. Принципы и методы социально-экономического анализа.

1.5. Социология труда как наука: объект, предмет, структура, исследовательские задачи.

1.6. Понятийно-категориальный аппарат социологии труда: средства труда, продукт труда, характер и содержание труда, условия труда, организация труда.

1.7. Трудовые процессы и трудовые отношения как предмет социологии труда.

Виды трудовых процессов: интегративные и ценностно-ориентационные процессы, трудовые перемещения. Виды социально-трудовых отношений (по содержанию деятельности– производственно-функциональные, профессионально-квалификационные, социально-психологические, общественно-организационные; по субъекту– межорганизационные. внутриорганизационные; по объему властных полномочий– по горизонтали и вертикали; по характеру распределения доходов – соответствующие трудовому вкладу и несоответствующие; по степени регламентированности– формальные, неформальные; по способу общения– безличные, межличностные).

1.8. Взаимосвязь экономической социологии и социологии труда. Место социологии труда и экономической дисциплины в системе наук социологического (общей социологией, социологией организации и управления, социологией города и села и пр.) и несоциологического профилей (экономической теорией, эргономикой, психологией и физиологией труда, философией, трудовым правом и др.).