avangard-pressa.ru

Место драмы «Гроза» в творчестве А.Н. Островского. Особенности конфликта. Система персонажей. Полемика о смысле «Грозы» в русской литературной критике. - Литература

Пьеса «Гроза» занимает особое место в творчестве Островского. В этой пьесе драматург наиболее ярко обрисовал «мир темного царства», мир купцов-самодуров, мир невежества, произвола и деспотизма, домашней тирании. Столкновение этих миров приводит к конфликту. В пьесе «Гроза» можно выделить несколько конфликтов. С одной стороны, показаны два уклада жизни, старый, «домостроевский» и новый, представленный молодым поколением.

Поэтому можно сказать, что пьеса посвящена социальному конфликту поколений, где новое наступает на пятки старому, старое не хочет уступать новому. Взаимоотношения невестки и свекрови, неволю женщины в купеческой семье тоже можно рассматривать как часть социального конфликта. Но пьеса гораздо сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Ведь Катерина борется сама с собой, конфликтуют разные стороны ее личности.Этот духовный конфликт приводит к трагической развязке.

Система персонажей.

Дикой изображен как законченный самодур. Он куражится перед племянником, перед домашними, но отступает перед теми, кто способен дать ему отпор. Речь Дикого трудно спутать с речью других персонажей. У Кабановой самодур ищет успокоения: «Разговори меня, чтобы у меня сердце прошло». Именно в Кабанихе Дикой видит родственную душу, способную его понять и поддержать. Недаром они называют друг друга кум и кума.
Марфа Игнатьевна Кабанова – это характер сильный и властный. Она ярая сторонница домостроевских порядков. Кабаниху искренне расстраивает то, что ее жизненные принципы уходят в прошлое, молодежь живет своим умом. Под ее гнетом находятся, , дети Кабанихи и ее сноха Катерина. Варвару и Тихона-жертвы «темного царства» Дикого и Кабанихи. Они, каждый по-своему, выживают в этих условиях. Варвара, как более сильный, смелый и хитрый характер, лучше приспособилась к такой жизни. Тихон намного слабее своей сестры. Сначала кажется, что Тихон просто очень почитает свою мать. Но потом мы выясняем, что ему смертельно надоела ее власть, вечное брюзжание и надзор над его жизнью. Но в то же время ни себя, ни Катерину он защитить не в состоянии. Недаром драматург дал ему имя Тихон.

Жертвами «темного царства», по большому счету, можно назвать всех жителей города Калинова. Даже некоторые чудаки, наподобие Кулигина, которые стремятся изменить жизнь калиновцев к лучшему, бессильны. Попытка нарушить устои «темного царства» ни к чему не приводят, потому что они очень сильны. Борис попытался влезть в «чужой монастырь со своим уставом». Он соблазнил Катерину, но у него не хватило сил спасти ее, увезти из ненавистного города. «Темное царство» оказалось сильнее.
Самой светлой и самой одухотворенной личностью в пьесе является Катерина. Ей жизненно необходимо другое существование, наполненное светом, радостью, свободой, душевной чистотой. Я считаю, что причина самоубийства Катерины была не в тирании «темного царства», а в измене себе. Даже если бы она уехала из Калинова, то не смогла бы жить дальше, так как совершила бы страшный грех. Ее нравственная чистота и большая религиозность помешали бы ей радоваться жизни. Все это позволяет назвать Катерину представителем «светлого царства».
В итоге, система образов в пьесе позволяет Островскому глубоко и правдиво раскрыть конфликт «Грозы».

Полемика
“Гроза” - произведение, написанное Островским накануне великого бытия — отмены крепостного права. Вопрос, поднятый в драме, был весьма актуален (обличение “темного царства” перед его крахом). Именно поэтому вокруг “Грозы” развернулась острая дискуссия, причем основным предметом спора был вопрос: как трактовать характер Катерины Кабановой, что собой являет эта героиня?
Добролюбов в статье “Луч света в темном царстве” справедливо подметил “сосредоточенную решительность” Катерины. Добролюбов рассуждал: “Натура заменяет здесь и соображения рассудка, и требования чувства и воображения”. Там, где у Островского мы можем увидеть элементы народной культуры, у Добролюбова -несколько прямолинейно (если не сказать примитивно) понятая натура. Юность Катерины, по Островскому, - это солнечный восход, радость жизни, светлые надежды и радостные молитвы. Юность Катерины, по Добролюбову, — это “бессмысленные бредни странниц”, “сухая и однообразная жизнь”.
В своих рассуждения Добролюбов не заметил главного - различия между религиозностью Катерины и религиозностью Кабановых (“все веет холодом и какой-то неотразимой угрозой: и лики святых так строги, и церковные чтения так грозны, и рассказы странниц так чудовищны”). Именно в юности сформировался вольнолюбивый и страстный характер Катерины, бросившей вызов “темному царству”. Далее Добролюбов, говоря о Катерине, представляет ее как характер цельный, гармоничный, который “поражает нас своею противоположностью всяким самодурным началам”. Критик говорит о сильной личности, противопоставившей гнету Диких и Кабановых свободу, пусть даже ценой жизни. Добролюбов увидел в Катерине “идеальный национальный характер”, так необходимый в переломный момент русской истории.
С иных позиций оценивал “Грозу” Д. И. Писарев в статье “Мотивы русской драмы”, опубликованной в мартовском номере “Русского слова” за 1864 год. В отличие от Добролюбова, Писарев называет Катерину “полоумной мечтательницей” и “визионеркой”: “Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем сама не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою собственную жизнь и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством”.
“Катерина начинает терзаться угрызениями совести и доходит в этом направлении до сумасшествия”. Трудно согласиться с такими категоричными заявлениями, с высоты которых судит “мыслящий реалист” Писарев. Однако статья воспринимается скорее как вызов добролюбовскому пониманию пьесы, особенно в той ее части, где речь идет о революционных возможностях народа, нежели как литературоведческий анализ пьесы.