avangard-pressa.ru

Место дисциплины в рамках учебной программы - Философия

ПЛАНЫ

СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

[для всех специальностей]

ОМСК – 2015

Философия: Планы семинарских занятий / сост. колл. авторов. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2015. – 79 с.

Составители:

Занятие 1: к. филос. н. А.С. Скачков

Занятие 2: д. филос. н. В.О. Бернацкий, к. филос. н. Е.А. Цветухина

Занятие 3: д. филос. н. А.В. Нехаев

Занятие 4: к. филос. н. Е.А. Колмакова

Занятие 5: к. филос. н. П.Г. Макухин

Занятие 6: к. филос. н. Е.С. Улевич

Занятие 7: к. филос. н. Е.А. Мезенцев

Занятие 8: к. филос. н. Н.П. Махова

Занятие 9: к. филос. н. М.Г. Федотова

Общие методические рекомендации: к. филос. н. Л.И. Мосиенко

Общая редакция: д. филос. н. А.В. Нехаев

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

№ Вид рекомендаций 1. Цели и задачи дисциплины. 2. Место дисциплины в рамках учебной программы. 3. Итоговые требования к уровню подготовки студента. 4. Общие рекомендации к самостоятельной работе студентов. 5. Структура планов и рекомендации по подготовке к семинарским занятиям. 6. Методические указания по написанию реферата. Приложение 1. Образец титульного листа реферата. Приложение 2. Правила оформления библиографического списка реферата. Приложение 3. Вопросы к зачету (примерный список).

1. Цель и задачи дисциплины «Философия»

1.1. Цель изучения дисциплины: формирование основ научного мировоззрения и гуманистической системы ценностей при подготовке бакалавров.

1.2. Задачи дисциплины:

1.2.1. Овладение определенным кругом философских знаний и умение применять эти знания в учебной, профессиональной, общественной и повседневной деятельности;

1.2.2. Формирование способности критического мышления;

1.2.3. Формирование навыков логического мышления, ведения учебных, профессиональных, научных дискуссий.

Место дисциплины в рамках учебной программы

В ряду дисциплин ГСЭ цикла дисциплина «Философия» является базовой.

Студент, начинающий изучение философии, должен опираться на знания дисциплины «Обществознание» в пределах программы средней школы. Предшествующие дисциплины – «История». Содержание дисциплины «История» используется при изучении модуля «Социальная философия». Философия, являясь наукой о всеобщем, даёт знание о мире как целом. Последующая дисциплина – «Экономика», в изучении которой также имеет большое значение знания, умения и навыки, полученные в курсе философии.

Изучение дисциплины «Философия» позволяет решать задачу взаимодействия философии с математикой, физикой, методами математической физики и дисциплинами технического профиля.

Философия является теоретическим ядром научного мировоззрения, её изучение определяется потребностям профессиональной подготовки будущего инженера и формирования его ценностных ориентаций. Изучение философии должно развивать у студентов способность к теоретическому и критическому мышлению и формированию системы гуманистических ценностей.

3. ИТОГОВЫЕ Требования к уровню подготовки студента

В результате освоения дисциплины «Философия» должен быть сформирован ряд компетенций из числа предусмотренных ФГОС ВПО (федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования) для данного направления подготовки бакалавров. Число и содержание компетенций, на формирование которых направлено изучение философии, является разным в зависимости от направления.

Для того чтобы эти компетенции были сформированы, студенты должны освоить следующие знания, умения и навыки, соответствующие тематическим модулям дисциплины и применимые в их последующем обучении и профессиональной деятельности:

Знать:

З.1. основные понятия и разделы философии, функции философии

З.2. этапы развития философского мышления (исторические эпохи в философии)

З.3.основные онтологические проекты и философские концепции материи

З.4.основные философские концепции сознания

З.5. формы мышления (понятие, суждение, умозаключение) и роль анализа, синтеза, индукции, дедукции в их формировании

З.6. принципы и законы логического мышления

З.7. принципы научной методологии, философские и общенаучные методы и приёмы исследований

З.8.основные философские концепции природы человека и общества
З.9. структуру общества и основные детерминанты общественной жизни

З.10. концепции глобального и информационного общества

З.11.основные элементы этики и системы гуманистических ценностей

Уметь:

У.1. определять философские понятия и оперировать ими

У.2. обосновать историко-философский процесс как развитие культуры мышления человечества

У.3. применять принципы критического мышления при выстраивании устной и письменной речи

У.4.давать моральную оценку фактам, событиям и поступкам

У.6.анализировать современное состояние социально-значимых проблем и процессов, перспективы в развитии информационного общества

У.7.определять социальную значимость профессии в контексте основных детерминантов современного состояния общества и его перспектив

У.8.использовать философские и общенаучные методы и приёмы в исследовании социально значимых проблем и процессов

У.9. выявлять мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы

У.10. понимать и объяснять новые общественные, политические и культурные феномены

Владеть:

В.1. навыками правильного логического мышления в публичных выступлениях: уметь задавать вопросы, корректно вести диалог

В.2.культурой научного мышления как инструментом освоения социально-гуманитарных аспектов профессиональной деятельности

В.3. навыками методологического обоснования исследований профессионально-значимых и социально-значимых проблем

В.4. навыками сравнительного анализа различных типов философствования

В.5. навыками использования системы гуманистических ценностей для оценки социально-значимых и культурно-значимых процессов

4. ОБЩИЕ Рекомендации к самостоятельной работе студентов

Изучение философии как обязательной вузовской дисциплины предполагает 72–100 часов (в зависимости от формы обучения) на самостоятельную, то есть внеаудиторную, работу студентов. Основная часть этих часов (для ряда специальностей очного отделения - вся) должна быть посвящена самостоятельному изучению некоторых разделов (модулей) курса или отдельных тем при подготовке к семинарским занятиям, а также при подготовке к зачету.

Самостоятельная работа студентов, в соответствии с учебными планами, может предполагать также выполнение письменной работы (чаще всего – реферата) под руководством преподавателя. Рекомендации по написанию рефератов приведены в третьей части данного издания.

Лекции, как и учебники по философии, выполняют функцию введения студента в тему: они дают понимание проблемы, ориентирует в основных понятиях и концепциях, а также в литературе по данной теме. Однако глубокое понимание темы невозможно без ее дальнейшей самостоятельной проработки. Поэтому изучение любой темы предполагает, что студент, готовясь к семинарскому занятию, не только перечитывает лекцию, но также внимательно читает и конспектирует рекомендованную литературу.

Семинарские занятия должны углублять и расширять знания, полученные на лекции. Поэтому преподаватель вправе вынести на семинарское занятие (либо для изучения всей группы, либо в виде докладов) рассмотрение не только тех аспектов темы, которые были подробно освещены на лекции, но и те, что не были затронуты, но необходимы для ее понимания.

Литература для самостоятельной подготовки представлена в списках литературы, приведенной к каждому семинару. Основная литература предназначена для изучения вопросов к семинару, а дополнительная – для подготовки докладов и рефератов по теме.

Из тех основных источников, которые приведены, рекомендуем отдать предпочтение учебному пособию, изданному кафедрой: Философия: конспект лекций: учеб. пособие для студентов всех специальностей и форм обучения / В.О. Бернацкий [и др.]. – Омск, 2009. (CD-ROM). Гриф ЭБС.

Из дополнительной литературы особое внимание следует уделить изучению первоисточников – классических философских текстов. Основную часть первоисточников, а также методическое сопровождение к ним, необходимые для самостоятельной работы с текстами, студент любой формы обучения может найти в хрестоматиях по философии, изданных кафедрой:

Человек и мир: учеб. электрон. изд. локального распространения: хрестоматия по философии: в 2 кн. / сост. В.О. Бернацкий [и др.]; под ред. В.О. Бернацкого. – Омск, 2012. (CD-ROM). Гриф ЭБС.

Ценным источником информации (особенно по актуальным темам) являются также периодические издания: «Вопросы философии» (1994-2015), «Философские науки» (2001-2015), «Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность» (2006-2015).

Рекомендуем обращаться также к следующим информационным ресурсам: научная электронная библиотека elibrary.ru, ЭБС «АРБУЗ».

Структура планов и рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

Планы семинарских занятий по всем темам включают в себя:

- перечень основных понятий (тезаурус);

- семинарские вопросы (подтемы, на которые подразделяется основная тема);

- методические рекомендации (по подготовке каждого вопроса);

- вопросы для самоконтроля (контрольные вопросы);

- дополнительные задания (темы докладов и рефератов);

- литература: основная и дополнительная.

Начать подготовку к семинарскому занятию студент должен с повторения материала, изученного на лекции. Для этой цели к каждой теме приведен перечень основных понятий, которые необходимо усвоить и использовать в своей речи при выступлении на семинарском занятии. Часть из них имеет общефилософский характер (например, «материя», «бытие», «диалектика»), а часть характерна только для той или иной эпохи в истории философии или для данной национальной философии (например, понятия индийской или китайской философии). Определение понятий, как правило, дается лектором под запись; при необходимости их можно найти также в учебных пособиях (список основной литературы), либо в философских словарях и энциклопедиях. Рекомендуется пользоваться философскими словарями, изданными не раньше 1985 года, прежде всего – следующими изданиями:

1. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. – 2-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1989.

2. Новая философская энциклопедия в 4-х т. / Науч.-ред. совет: В.В. Степин (председ.), А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, А.Г. Огурцов / Инст-т философии РАН – М.: Мысль, 2010-11 гг.

Рекомендуется каждому студенту завести и постоянно пополнять собственный философский словарик, ведя его в удобной для себя форме.

Следующим этапом подготовки к занятию является самостоятельное освоение основной литературы, приведенной к каждому семинарскому занятию. Из данного списка студент может выбрать один – два источника.

Чтобы завершить подготовку к семинарскому занятию, необходимо дать ответы на контрольные вопросы (вопросы для самоконтроля). Если студент сможет ответить на все поставленные по теме вопросы, значит, он изучил эту тему в нужном объеме.

К каждому занятию приведен также список дополнительных заданий и список литературы (дополнительной) для их выполнения. Дополнительные задания (доклады, рефераты) даются преподавателем, как правило, индивидуально. Однако при желании более глубоко изучить данную тему, студент может обратиться к этим заданиям и соответствующей литературе самостоятельно.

Требования к докладу устанавливает преподаватель. Обычно доклад предполагает объем информации, изложение которого не превышает 15–20 минут. После знакомства с литературой при подготовке к докладу рекомендуем составить краткий, но информационно насыщенный конспект, на основе которого и будет прочитан доклад.

Требования к написанию рефератов и образцы оформления смотрите в третьей части данного издания.